Место жительства: Санкт-Петербург.
Стилистика: некрореализм, отстраненность, остраненность.
Статус в артхаусе: активный.
Киностудия: Никола-Фильм/СТВ.
Актёры: Виктор Михайлов, Елена Сапожинская, Александр Аникеенко.
Биография
Евгений Юфит - кинорежиссер, художник, фотограф. Родился в 1961 году в Ленинграде.
С начала 80-х регулярно участвует в художественных выставках в России и за рубежом.
В 1984 году организовал независимую киностудию "МЖАЛАЛАФИЛЬМ", объединившую художников,
писателей и кинорежиссеров, симпатизирующих радикальному эксперименту в кинематографе.
В 1985 году снял свой первый фильм "Санитары-оборотни" — своеобразный эстетический манифест.
В последующие году на студиях "Ленфильм", "Мжалалфильм" и Кинокомпания "СТВ" сделал ряд
фильмов, которые были представлены на ведущих международных кинофестивалях (Роттердам,
Локарно, Торонто, Монреаль, Москва) и стали классикой Санкт-Петербургской школы
экспериментального кино. Фильмы Евгения Юфита находятся в постоянной коллекции Нидерландского
Киномузея, Музее современного искусства в Нью-Йорке (MOMA), Государственном русском музее.
Рецензия
Основатель некрореализма, священное чудовище параллельного кино, Евгений Юфит продолжает
борьбу с теорией эволюции. Но, по меньшей мере, три принципиальные особенности "Прямохождения"
отличают этот фильм от всех предыдущих экранных экспериментов режиссера.
Во-первых, здесь нет излюбленных страшилок некрореализма - ни мертвой плоти, ни плоти
истязаемой, ни, соответственно, пристального всматривания в процессы умирания и разложения.
Во-вторых, здесь есть четкий линейный сюжет, "нормальная" драматургия, пространные связные
диалоги (что для "немногословного" Юфита - настоящая революция). Эпизоды экранной истории
скрепляются, как и в "Убитых молнией", закадровым комментарием героини. На сей раз, правда,
не ученого-эволюциониста, а жены художника-анималиста, который, в свою очередь, озабочен тайной
своего происхождения.
В-третьих, в отличие от чистого аттракциона прежних юфитовских картин и отстраненного, как
будто в микроскоп, авторского взгляда здесь явно ощутимы (что самое невероятное!) рефлексия,
моральная оценка всего происходящего с героями.
Для Юфита все это - довольно рискованный эксперимент. Конечно, родовых черт
некрореалистического стиля в "Прямохождении" достаточно. Это и зловещий полусумасшедший старик
(перешедший сюда прямиком из "Деревянной комнаты"), и человекообразные субъекты с походкой
питекантропов (жертвы и результаты некоего генетического эксперимента, последствия которого
тяготят и главного героя-художника), и шумные, работающие как бы сами по себе механизмы, и
неспешное движение камеры, и кладбищенский юмор реплик, персонажей и ситуаций. Но при всем
том совершенно очевидно тяготение режиссера к внятному жанровому кино. На протяжении всей
картины Юфит пытается нагнетать напряжение, устроить нечто вроде саспенса, отчего
"Прямохождение" чем дальше, тем больше напоминает малобюджетный черно-белый триллер. Впрочем,
актерам здесь играть по-прежнему особо нечего - они нужны как маски в экранном анатомическом
театре, к которому столь склонен бывший некрореалист.
Тем не менее герой-художник совершает свой подвиг искупления и, счастливый, подобно
первобытному существу, мчится по чистому полю, на ходу избавляясь от одежды. Справедливость,
как и положено, восстановлена. Сырое сумеречное некроподполье через фундамент жанра взошло
коллизией вполне в духе русской классики.
Дмитрий Десятерик. Москва XXVII
Фильмография
"Санитары-оборотни" (1984)
"Лесоруб" (1985)
"Весна" (1987)
"Вепри суицида" (1988)
"Мужество" (1988)
"Деревянная комната" (1995)
"Серебряные головы" (1998)
"Убитые молнией" (2002)
"Прямохождение" (2004)
Downloads
Кадры из фильма
"Прямохождение" (jpg-файлы, заархивированные в формате zip)
|