Главная
  • Интро
  • Новости
  • Музыка
  • Hula Hoop
  • Зубы
  • Silence Kit
  • Pixel
  • Yellow Pillow
  • Klever
  • Правда
  • Cisfinitum
  • Ярче 1000 Солнц
  • Dottie Danger
  • Кино
  • Андрей И
  • Андрей Звягинцев
  • Светлана Баскова
  • Евгений Юфит
  • Артур Аристакисян
  • Олег Мавроматти
  • Владимир Епифанцев
  • СВОИ 2000
  • Александр Петров
  • Чтиво
  • Анна Старобинец
  • Баян Ширянов
  • Александр Вяльцев
  • Евгений Гришковец
  • Алекс Керви
  • Алекс Зубаржук
  • Андрей Коряковцев
  • Константин Костенко
  • Дмитрий Григорьев
  • Коммуникация
  • Who is Reikon?
  • Гостевая книга
  • Форум
  • Ссылки
  •  

    Webmaster: Paul "Reikon" Moshnyaga

    Since 25.06.2005

    Last Update: 15.04.2006

    Hosted by uCoz

    СВОИ 2000

    Место жительства: Москва.

    Стилистика: массовость, sci-fi реализм, профлюбительство.

    Статус в артхаусе: активный.

    Киностудия: diy.

    Актёры: Алексей Подольский, Глеб Михайлов, Петр Мамонов.

    Биография

    Москвичи Сергей Лобан, Дмитрий Модель и Марина Потапова, называющие себя «Экспериментальное творческое объединение «Свои 2000», занимаются видео и кино уже несколько лет. ЭТО СВОИ 2000 основано в 1999 году. Предтечей является движение За анонимное и Бесплатное Искусство ЗАиБИ. В ЗАиБИ культивировалась эстетика Пролеткульта и советского авангарда. В ходу были всевозможные смешные аббревиатуры (например, ДвУРАК —движение ультрарадикальных анархо-краеведов, или ПТИ — первичный творческий импульс) и шершавый «новояз». ЗАиБИ культивировали спонтанное и бескорыстное творчество (символом группы был перечеркнутый значок «копирайта», а один из лозунгов гласил: «Творить может даже голый человек в открытом космосе»). ЗАиБИ делали экспериментальное видео, которое пользовалось успехом на многих арт-фестивалях, и устраивали всевозможные перформансы. Некоторые акции требовали от участников настоящей самоотверженности. Чего стоил один только «Ледяной перегон»: зимнее путешествие из Петербурга в Москву на обледенелых подножках товарняка. Другие были сравнительно безопасны, но так же эффектны. Например, однажды в новогоднюю ночь молодые люди взломали чердак дома на Ленинском проспекте и установили на крыше псевдорекламные слоганы из огромных металлических букв: «Человек может все!», «Играй, не умирай!» Лозунги эти благополучно простояли на крыше полтора года. Основной деятельностью зАиБИ было распространение и пропаганда идеалогии. В текстах и манифестах зАиБИ говорилось: «Творчество – жизненная необходимость каждого человека. Выделение искусства в отдельную профессиональную сферу отрезало пути к искусству для большинства. Искусство стало занятием избранных. Сама ситуация сформировала в массах представление о том что лишь лучшие из лучших могут плодоносить искусством». Эта мысль, по мнению заибистов, сродни фашистской идее о том, что лишь лучшие из лучших имеют право размножаться. ЗАиБИ учит: «Человек может все!» «Каждая кухарка может и должна создавать вечное!» «Творить можно голым в открытом космосе!» Отправляя свою жизненную потребность в творчестве нельзя рассчитывать на какую-либо мзду.

    ЗАиБИ сняли несколько короткометражных фильмов, которые сегодня путешествуют по всевозможным фестивалям. В этом году в Оберхаузене — на одном из крупнейших фестивалей короткометражного кино — была показана их, пожалуй, самая раскрученная работа — мультипликационный фильм «Ленин и Сталин». Это смешная «супрематическая» анимация, в которой замогильный голос рассказывает о том, как «жили-были Ленин и Сталин, жили они хорошо. И все у них было — только детей не было…». Ленин в фильме условно обозначен красным треугольником, а Сталин — желтым кругом. Кстати, все «зАиБИческое» видео было показано в специальном выпуске программы Кирилла Разлогова «От киноавангарда к видеоарту» (канал «Культура»). В акциях и манифестах зАиБИ можно найти параллели с европейским движением ситуационистов, стремившихся размыть границу между искусством и повседневной жизнью: ситуационисты были среди вдохновителей студенческих волнений в Париже 1968 года и панк-революции в Лондоне 1970-х. А также с загородными акциями московских концептуалистов из «Коллективных Действий», с практиками британских радикальных музыкантов из группы Throbbing Gristle, еще в конце 70-х выступавших против копирайта и лицензирования аудиопродукции (кстати, один из лозунгов зАиБИ «Никогда не спи, ничего не ешь!» буквально позаимствован у TG).

    ЗАиБИ возникло в начале и распалось в конце 90-х. За это десятилетие в зАиБИ сменилось несколько поколений. Когда буржуазная действительность окончательно упрочилась на российской земле, представители зАиБИ стали обнаруживать, что им все сложнее соответствовать собственным идеалам. Теория и практика стали серьезно конфликтовать. По этой причине на одном из слетов было объявлено о самороспуске «Московской секции ЗАиБи», что означало остановку движения в целом. Кто-то не предал и остался в «неизвестных художниках», кто-то решил, что есть более серьезные занятия, чем бездарные попытки самореализации, и лишь по праздникам предается ностальгическим воспоминаниям. Кто-то решил искать новые пути. В миллениум требовалось вступать с новой идеологией. Группа, назвавшаяся СВОИ 2000, объявила генеральной идеей так называемую «идею освоения». Освоение – процесс, обратный отчуждению - когда ты в любой деятельности умудряешься изыскать творческий интерес. Освоение – это когда ты сросся с действительностью настолько, что можешь позволить себе быть собой.

    СВОИ 2000 начинают с выпусков оригинальных тематических телепередач о молодежной культуре (в рамках программы «До 16 и старше», где работал режиссером Сергей Лобан). Марина, учившаяся в то время во ВГИКе у Кайдановского, писала сценарии, Дмитрий стал оператором. Через несколько месяцев передачи Лобана и Потаповой стали записывать с телевизора, размножать на видео, передавать друзьям и знакомым — конечно, не подростки, а те, кто постарше. Провокативное содержание программ становится причиной многочисленных конфликтов с начальством. Границы допустимого компания перешла накануне думских выборов 1999 года. Тогда в студии «До 16…» сидел член первой тройки партии «Единство» генерал Гуров. Его выступление смонтировали с остальными сюжетами таким образом, что казалось, будто генерал поднимает проблему политзаключенных, выступает за легализацию марихуаны, против войны в Чечне, а в финале советует голосовать против всех кандидатов. После призыва Гурова принять участие в голосовании (передача вышла в эфир за день до выборов) за кадром звучала песня «Умри, капитализм!», а на экране люди с транспарантом «Против всех!» взбегали на Мавзолей (акция группы «Радек»). При этом участие генерала в программе было заранее оплачено, и снять ее с эфира было невозможно. Для «Своих» дело тогда ограничилось строгим выговором. Но настоящего успеха Лобан и Потапова добились лишь к концу своего пребывания на ОРТ. Прочитав книжку «Руководство: Как записать хит № 1», написанную дуэтом английских музыкантов-электронщиков KLF, а также изучив творческую биографию чудо-продюсера Малькольма Макларена (создавшего в частности группу Sex Pistols), они решили повторить успех этих великих людей. Была снята серия передач «Как стать звездой», в которых ведущий Алексей Титов (не умевший ни петь, ни плясать) превращался в поп-звезду Тито Алехано. В эфире Тито встречался с известными продюсерами и хореографами Москвы, советовался с «Иванушками International», как лучше потратить грядущие баснословные гонорары, снимался в клипах. В финале Тито был устроен фальшивый, с массовкой в роли публики, концерт в наимоднейшем тогда клубе «Cтудио».

    Выпущенный в 2001 году сборник сюжетов-скетчей, принимает участие в одной из программ Московского Международного Кинофестиваля «Телеприсутствие в широком диапазоне». В 2000 году СВОИ 2000 снимают короткометражный художественный фильм «Могло быть гораздо хуже» (приз фестиваля «Любить кино»). В том же году проводят первое российское street-party, посвященное празднованию дня солидарности трудящихся 1 мая. За street-party следуют и другие акции. Уйдя с телевидения, группа приобретает цифровое оборудование и начинает работать как автономная студия. В 2001 году члены редакции независимой белорусской молодежной газеты «Навинки» предлагают СВОИм 2000 принять участие в создании фильма по сценарию одного из лидеров белорусского андерграунда, Леши Чиканоса. В результате на свет появляется «Случай с пацаном» - первый независимый белорусский фильм со смехотворным бюджетом одна тысяча долларов (гран-при фестиваля «Любить кино» в Москве).

    2002 - короткометражный фильм «Соси Банан», 2003 - короткометражный фильм «Wild men» (в главной роли Лойд Кауфман – президент кинокомпаниии «Troma»). В 2004 году СВОИ 2000 вместе с Петром Мамоновым на сцене театра Станиславского ставят спектакль «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева». В 2005 снимают художественный фильм «Пыль».

    Рецензия

    Трудно понять свое место в мире. Порой живешь, время тратишь, а потом вдруг щелкнет что-то в голове и понимаешь, все не так и проблему свою главную увидишь. Вот так и герой Леша – толстый, уже лысоватый, но по-детски юный очкарик поучаствовал в эксперименте спецслужб и понял, что в этом мире неправильно. А поняв, попробовал изменить жизнь. Да только возможно ли это? Никому не известные люди, даже не кончившие киноинститут, создали фильм на видео и ухитрились выпустить его в прокат. И стали вмиг актуальными, как в сказке, называемой кино. Редко такое бывало в истории кино, а в наше время и тем более, почти никогда. Но самое главное, что все это заслуженно. При всем несовершенстве фильма: на видео фильм не снимешь операторски безупречно; да и актеры в основном непрофессиональные, не считая Петра Мамонова, уже снявшегося не однажды; есть немотивированные сюжетом куски и некоторая избыточность. Но за этим несовершенством видно высказывание, что такая редкость. Авторам, может отчасти от несовершенства, удалось отразить всю нашу ужасную современную жизнь. Состояние нашего общества, лишенного смысла. Где-то по заведенному раньше порядку проводят опыты, диссиденты по-прежнему ищут происки КГБ, но все это уже комично, вхолостую. Кому нужны опыты, зачем нужны диссиденты? А люди? Герой, пройдя опыты, увидел истинный смысл вещей. Оператора игровых автоматов, выигравшего себе на бутылку западного пива и оттого счастливого, девушку психолога, развлекающуюся забиванием мозгов жертвам проектов, о которых она ничего не знает. И много чего еще. Фильм отнюдь не чернуха – главная идея - все зло от власти и плохо мы живем оттого… Старческое кино от Эльдара Рязанова и Станислава Говорухина, где мучаются старики ветераны – вот это чернуха. А в «Пыли» нет идеологических знаков, все проблемы в нас самих. И если есть ветеран, собирающий бутылки в Парке Победы, то он только отражение реального положения дел и не жалко его и помочь не хочется, как и в жизни. «Пыль» - первая удачная попытка воплотить метод Дэвида Линча на русской почве. Авторы сделали совершенно самостоятельный фильм, но стратегия развития сюжета схожа с Линчем. Обратная сторона вещей истинный смысл, дремлющий в благостном у Линча и паршивом, но сносном в «Пыли», мире. Удивительно, но на нашем материале можно достичь ощущения мистики, не той тупости с крестами и ведьмами, что у нас тоже освоили. А мистики, вытекающей из беспорядочного, хаотического течения нашего российско-советского бытия. И Виктор Цой звучит так мистично и зловеще, что Москва превращается в огромный «Твин Пикс». Попов Алексей, Smolko.Ru

    Интервью

    Я: Что означает название СВОИ2000? Две тысячи своих? Дату объединения?

    СВОИ200: Да ничего не означает. Чистая имитация. Придумано в миленниум. Просто тогда было модно ко всему добавлять "2000" Создавались какие-то союзы-2000 комитеты-2000, поэтому мы придумали название, которое легко мимикрировало подо что-то подобное, достаточно серьезное и амбициозное.

    Я: А зачем нужно мимикрировать?

    СВОИ200: Как это зачем? Ты смеешься или в самом деле не понимаешь!?? Представь, что ты маленькая разумная гусеница с Марса и у тебя мало шансов здесь устроиться как подобает. Ты не так дышишь, не то кушаешь, не тем какаешь и даже размножаешься не обычным путем. Печальная тебе уготована судьба, если ты не сможешь мимикрировать под окружающую среду. Мимикрировать - чтобы расплодиться и объесть огороды на километры вокруг.

    Я: А название "Свои" как-то связано с фильмом "Чужие"? Чужие-4, СВОИ2000…

    СВОИ200: …Вероятно, связано. Мы однажды сидели и говорили про фильм "Чужие". Я не помню деталей, но речь шла о великолепной стратегии этих чудовищ. Чужие проникали незаметно. Им нужно было выживать, и они превращались в людей, ходили, разговаривали, исполняли человеческие функции, какую то работу, - до определенного момента. Но у них всегда был свой, более важный биологический смысл. И этот смысл в определенный момент прорывался наружу. Куски мяса свисали, а чудовище щелкало клешнями.

    Я: А почему тогда не "Чужие", не Аlien2000?

    СВОИ2000: Нет, это они - чужие, а мы - свои. Бесспорно, мы - тоже чудовища.

    Но мы не прилетели из другой галактики, мы такими и были всегда. И вообще, мы считаем, что быть такими - правильно. А чужое - как раз все вокруг. Оккупация. Мир победившего сатаны. К своим приходится пробираться под обстрелом. Чужих приходится ассимилировать. Способность к мимикрии должна помочь нам пронести и положить свои яйца в чужое гнездо.

    Когда-то мы работали на ОРТ, в программе "до 16 и старше". Многие анархисты осуждали нас за то, что мы "сотрудничали с телевидением", но мы не сотрудничали, мы и были телевидением. И нужно нам это было как раз для того, чтобы два раза в месяц транслировать на всю страну какую-нибудь чушь, нелепицу, "для своих". Это было пять лет назад, но я встречаю людей, которые умудрялись это видеть. То есть мы все-таки встречаемся. Понимаешь! Где-то в Хабаровске, Архангельске, Новосибирске, Краснодаре в это время сидели люди, которых мы тогда еще не знали, и было некоторым из них 12-13-14 лет. А мы просто знали, что в этом оккупированном мире, должны где-то быть свои, и они будут рады увидеть, то, что мы показываем. Мы обязательно должны подать им весточку, несмотря ни на что. Несмотря на то, что за нами зорко следит начальство, которое о миссии не догадывается и думает, что мы просто загаживаем эфир неформатными приколами.

    Я: Ты сказал об анархистах. Вы тоже относите себя к анархистам?

    СВОИ2000: Да, конечно. Анархисты не всегда относят нас к себе, но мы считаем себя анархистами.

    Я: То есть то, что в области интересов у вас указаны "массовые беспорядки" не случайно? Вы выступаете против государства и власти?

    СВОИ2000: Нет, государство и власть не имеют для нас никакого значения. Мы не видим смысла в том, чтобы бороться с ним. Чем больше думаешь о государстве, чем больше с ним борешься, тем больше оно завладевает твоим разумом. В конце концов, оказываешься один на один с государством. Все живое отступает. Ни к чему хорошему это не ведет. Нет, мы намерены жить так, как будто власти не существует. Мы пытаемся следовать себе. Дуракам не писан закон. Как уже было сказано, у таких как мы, независимо от пола, возраста и политических убеждений есть один единый общий биологический смысл.

    Если бы я верил в бога, я сказал бы что с нами бог. Но я не верю в бога, поэтому не знаю, как сказать. Анархия и хаос движут миром. Броуновское движение. Власть всегда пытается навести порядок, власть всегда хочет изжить естество, но естество побеждает. Мы радуемся массовым беспорядкам и стараемся таковые провоцировать.

    Кстати оператором фильма является видеоактивист, человек, специализирующийся на съемках всяческих массовых беспорядков. Он делает новостной видеоресурс www.Indyvideo.ru, основанный на принципах свободной публикации. Учит всех снимать и монтировать, чтобы не зависеть от телевидения и масс-медиа.

    Я: Вот у вас сказано. Что официальным языком вы приняли русский жестовый. Это язык глухонемых?

    СВОИ2000: Глухих. Они не немые, раз у них есть язык.

    Я: Но вы действительно его знаете?

    СВОИ2000: Мы знаем жесты и можем на них говорить, но мы не владеем этим языком в совершенстве. …Пока. То есть мы плохо понимаем жестовую речь без артикуляции.

    Я: Меня действительно вставило, когда глухой парень исполнял песню Цоя у вас в фильме. Это было сильно. Но мало ли режиссеров снимало глухих. Почему вы стали учить жестовый язык? Только из любопытства? И почему приняли его как свой официальный?

    СВОИ200: …Трудно объяснить.… Однажды мы провели 10 дней на теплоходе среди глухих, слепых и прочих детей. У нас была командировка, съемка программы. И там мы видели этот язык. …Нет.… Сейчас попробую объяснить… Для меня это очень важная вещь, но мне всегда трудно это объяснить. Знаешь, мы все очень плохо говорим. Как люди, работавшие на телевидении, мы знаем это о себе. Мы можем говорить со своими, и только когда освоимся. Иногда бывает очень трудно что-то кому-то сказать. Ты что-то знаешь, но не знаешь, как выразить словами… Тебе это знакомо?

    Я: Вероятно, да.

    СВОИ2000: Знаешь, что у глухих есть понятие, которым они обозначают всех не глухих. Они называют нас "говорящие", не "слышащие". Так и вот. Глухие - своего рода народ. У них есть свой язык, субкультура. Но если армяне рождаются у армян, евреи у евреев, то глухие рождаются не только у глухих. И к своим им пробраться непросто. Когда-то в советских школах глухим даже запрещали говорить на жестах. Этот язык был как бы запрещен. Дети должны были научиться говорить вслух, как все. Их наказывали, если видели, что в школе они пытаются изъясняться жестами. Но поскольку для глухих говорить вслух было неестественно, они все равно, пытались объясняться наиболее свойственным себе способом. То есть руками. Это язык протеста, понимаешь? Это язык, который возник для того, чтобы разрозненные люди, которых объединяет как раз общий смысл, чтобы эти люди могли прорваться друг к другу. И это есть в языке. Сама его этимология такова, - он происходит из попыток объяснить что-то на пальцах, без языка. Хотелось бы уметь делать это. Собственно, кино - это есть язык жестов.

    Культурный Тренажер. 18 января 2006 г.

    Фильмография

    "Случай с пацаном" (п/м) 2001

    "Соси Банан" (к/м) 2002

    "Wild men" (к/м) 2003

    "Пыль" (п/м) 2005

    Downloads

    Кадры из фильма "Пыль" (jpg-файлы, заархивированные в формате zip)

    Контакты

    вэб-сайт: http://www.dust.kinoteatrdoc.ru