Место жительства: Ярославль.
Стилистика: анимация, импрессионистичность, лиризм.
Статус в артхаусе: активный.
Киностудия: Pascal Blais Studio.
Актёры: вымышленные.
Биография
Александр Петров, российский режиссёр анимационного кино, родился 17
июля 1957 года в селе Пречистое Ярославской области. Позже переехал
в Ярославль. Учился во ВГИКе, также был учеником Юрия Норштейна ("Ёжик
в тумане").
Самая известная работа режиссёра, "Старик и море", в 2000 году была
удостоена премии "Оскар". Фильм поставлен по одноимённой новелле
Эрнеста Хемингуэя. Петров создал "Старика и море" по уникальной
методике - нанося пальцами на стекло медленно застывающую масляную краску.
Все 29 тысяч кадров своей ленты аниматор выполнил вручную.
Процесс создания картины занял более двух лет - с марта 1997 по апрель 1999.
Старика режиссёр срисовал с отца жены, а вдохновлял художника на этот труд
сын Дмитрий. Над рисунками Александр работал в Канаде на специальном
оборудовании, а деньги в проект вложили канадские и японские продюсеры при
участии российской студии "Панорама".
После успеха фильма Александр занялся работой над рекламными роликами
для канадской компании Pascal Blais Studio, спонсировавшей его фильм.
В 2003 году он принял участие в международном анимационном проекте
Winter Days. На данный момент живёт в Ярославле и занимается съёмками нового
фильма по мотивам романа Ивана Шмелева «История любовная».
Интервью
ОН ОСТАВИЛ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ В ИСКУССТВЕ. Прогулка с «оскароносцем» Александром
Петровым по его родному Ярославлю
Пять лет назад его имя прогремело на весь мир. Получая золотую оскаровскую статуэтку
за фильм «Старик и море», снятый в Канаде, режиссер Александр Петров уточнил, что он из
России.
Его сманивали соблазнительными приглашениями ведущие студии мира, а он вернулся в
провинциальный Ярославль, где вырос, окончил художественное училище… Корпит теперь с
единомышленниками над очередным шедевром по мотивам кружевного романа Ивана Шмелева
«История любовная». На улице Щапова, подальше от столичной суеты, кипит с утра до ночи
работа. Кипит — сильно сказано. Два с половиной года — 22 минуты готового материала.
Я посчитала: больше 40 дней на минуту. Можно иначе: всего 40 дней — и краски стекаются
на экране в непостижимые соцветия, замирают в воздушных портретах, чудных пейзажных
мгновениях. Минута тотальных метаморфоз бесконечна.
Прошлым летом я была в его студии вместе с международной делегацией аниматоров. На фестивале
«КРОК» желающие записывались на экскурсию «К Петрову…» — главной ярославской
достопримечательности…
Сейчас, подъезжая к Ярославлю, всматриваюсь в мелькающие за окном вагона утопающие в зелени,
траченные временем деревеньки: где-то тут спряталось Пречистое — родина Шуры. Мимо проносятся
Семибратово, Коромыслово, Полянка, Бабки — Берендеево царство какое-то.
Бродим с Шурой по Ярославлю, не туристическому-златоокольцованному, а «за фасадами».
Рассматриваем чудом сохранившиеся старые дворики, закоулки, заросшие бурьяном монастырские
палисады, где истекшее время законсервировалось в запахах почерневшего сырого дерева и полыни.
В Ярославле немерено галок и кошек. Вальяжно расположившиеся в каждом дворе кошки чувствуют
себя истинными хозяевами города.
А.П.: Здесь у нас кошачий рай. А этот двухэтажный особнячок скособоченный, правда, похож
на дом из нашего фильма? Таких старых двориков я целый альбом наснимал. Смотри-ка, дом
Собинова, я и не знал… Хорошо, что мы с тобой прошлись. На свой город смотришь другими
глазами. Вообще старина у нас скоропостижно истребляется.
[Выходим на главную площадь, к знаменитому Волковскому театру…]
— Правда, что для оскаровской церемонии смокинг тебе шили в пошивочном цехе театра?
— Правда. Первый смокинг взяли напрокат, когда с «Коровой» поехали на «Оскар» («Корова» —
режиссерский дебют Петрова по рассказу Платонова). Второй раз летели из Канады с «Русалкой».
Пошли в специальный магазинчик, справили к церемонии за 300 долларов смокинг с иголочки.
Теперь для экономии решил обзавестись своим. Но посмотри на меня: я и смокинг — вещи
несовместные.
[Это правда, у Саши в ногти, в прожилки кожи, даже в бороду въелась краска. Когда выходит
из павильона, лицо измазано почище, чем у вождя краснокожих. Ведь фильмы свои он рисует
пальцами, помогая им кистью. Через пальцы изображению передается живой пульс. Таинство
именуется «ожившей живописью». Пограничье ремесла и ворожбы. Мне по душе больше стеклянная.
Стеклянная живопись. Пишет свои фильмы Саша на ярусах стекол, просвеченных особым способом
снизу. Так, чтобы в кадре возникал воздух.]
— Ты знаешь, что создатель первого театра — мой земляк Волков — сделал замечательный проект
иконостаса барочной церкви Николы Надеина? Он ведь и резчиком превосходным был, и художником.
Нам разрешили церковь снять, когда копили материал для фильма. Я тут все закутки обошел. Вот
и эти палисадники фотографировал.
[Проходим мимо купеческих и дворянских домов XIX века. Пробираемся через дыру в заборе:
из одного двора — в другой, в третий. Попадаем в заросшие травой солнечные кущи: райскими
яблоками деревья усыпаны, золотые шары повсюду — те, что когда-то полонили нашу Марьину Рощу.
Рядом двор бывшего мужского монастыря.]
— Саша, Пречистое для тебя больше чем место рождения? До недавнего времени там и бабушка
твоя Анна Петровна жила, которой сейчас больше 100 лет.
— Название деревни не от чистоты дорог. В честь иконы Пречистой Богоматери. Дом наш недавно
спалили. Бабушка теперь в Ярославле. Но все равно там моя малая родина. Когда перебрался в
город, в школу, все свободное время в деревне проводил…
— В твоих фильмах есть фрагменты малой родины?
— «Корова» вся оттуда. Железная дорога в фильме — она рядом с Пречистым проходит. С дорогой
меня связывает что-то загадочное. Веришь ли, во сне постоянно куда-то еду.
— От «Коровы» — истории мальчика, испытавшего трагедию (смерть родного существа), —
ощущение глубоко личного, даже автобиографичного.
— За исключением каркаса платоновского сюжета, все, что в этом кино есть, напитано детством:
жестами, знанием, как свет лежит, как тропинка шла. Реконструировал живое пространство фильма
вслепую, пользовался спящей памятью. Там нет с натуры списанного места действия, но дом, двор,
полустанки — словно пропечатались на невидимой промокашке, потом проникли с красками на стекла.
И береза поваленная, с которой мальчик смотрит в поле, — я сам по ней лазил.
— У тебя целый музей наград, а первая была в пятом классе, ты получил фотоаппарат за
рисунок. Помнишь его?
— Еще бы. Нарисовал горящий Берлин, летящие самолеты, солдата с ребенком на руках. В общем,
собрал тучу актуальных тогда штампов.
— Зато полученный в награду фотоаппарат решил твою судьбу. С тех самых пор ты не только
рисовал, но смотрел в глазок камеры.
— Сразу поехал в деревню хвастаться, наснимал гору снимков. По сей день собираю фактуру для
кино с фотоаппаратом. Ярославль исходил в поисках… московского Замоскворечья. Ничего с натуры
не писал. Фантазировал по фотографиям.
[Живут Петровы — Шура и Наташа — неподалеку, рядом со старым Бутусовским парком. Раньше
место звалось Бутусовский поселок, здесь в начале 30-х отстроили первые дома с водопроводом.
Пока Шура священнодействует с красками, Наташа разбирает завалы проблем: от выстраивания
взаимоотношений с властью, продюсерами, поиска денег на ремонт студии и оборудования до
закупки продуктов для «киногруппы». В группе человек 12. Среди них есть и опытные мастера.
Но в основном — выпускники Художественного училища.]
— У меня была мечта: соберу студию — человек 50. Приглашу из Москвы хороших аниматоров,
режиссеров. Мастера будут читать лекции. Вырастут у нас 5 — 10 гениальных творцов. Ничего из
маниловских мечтаний не вышло. Но фильм сам прирастает людьми. Сроки уносятся безжалостно —
нужны руки. Провел я в художественном училище мастер-класс, человек 50 пришли. Работать
осталась одна девочка. Потом привела подружку. Та — своего приятеля… В общем, все, как в
фильме про льва Бонифация, на выступление которого постепенно собирались дети. Есть у нас
профессионалы — например, Дима Иванов, Миша Тумеля. Сергей Решетников — мой постоянный
оператор. Классные мастера, друзья настоящие. Так что шмелевский проект для меня счастливый.
Со мной мои соавторы, еще и ученики появились.
[Молодым тут легко и трудно. Планка высоко, не дотянуться. Они стараются. Фильм неспешно,
но разрастается под их руками. В Канаде было сложнее. Петрову помогал лишь Дима,
семнадцатилетний в то время сын. В четыре руки они сыграли историю, сочиненную Хемингуэем.
И канадские продюсеры так и не смогли отличить: которые из изобразительных пассажей сотворили
пальцы сына, которые — знаменитого папы.]
[Движемся на улицу Щапова. Там у Петрова студия. «Оскар», можно сказать, протянул руку через
океан. Благодаря ему в Ярославле Петрова заметили. Губернатор и мэрия выделили помещение бывшей
маленькой киностудии «Чайка». От дома пешком минут 15 по улице Свердлова. Пропускаем гремящий
трамвай.]
— Тут японцы приезжали, раздолбанным трамваем восхищались, языками цокали. Поставили меня
перед раритетом, попросили задумчиво смотреть на деревья. Вот, мол, загадочная русская душа
на фоне загадочного транспорта.
— Почему предпочитаешь жить в провинции?
— Мой размер. Не жмет и громадой не давит. Устаю от чрезмерности пространств и эмоций.
Хотя, честно тебе скажу: Ярославля-то не вижу. Сижу, как бирюк, в мастерской. Но при отсутствии
русской речи устаю, неважно себя чувствую. И потом — это город детства, молодости, тут родня,
друзья.
— Но ведь ты пловец-одиночка на длинные дистанции.
— Наверное, да. Но важно знать, что ты не один. Стоит переступить пару улиц, найдешь хорошее
место, друзей. В основном — художники. Хотя я сам и не член СХ.
— Зато ты ярославская достопримечательность. Сама записывалась к тебе на экскурсию.
— Это популярность палубная.
— Не обидно, что пришла она благодаря золотому истукану, а не самим работам… Кстати, на
мой взгляд, «Старик и море» — вовсе не лучшая картина в твоей фильмографии. Я, к примеру,
особенно почитаю «Корову». И живопись восхищает, и… плакать хочется.
— Не знаю, что лучше… Люблю «Русалку». Когда пересматриваю ее, удивляюсь: «Смотри, как
придумал… А вот тут не получилось». Хотя в целом фильм чуть недотянутый, зарезанный по
метражу…
— После «Оскара» «жить стало лучше, стало веселее»?
— Да мне и не надо особого внимания, неловко даже. Веришь ли — боялся: дадут мастерскую,
отремонтируют да и внесут в туристический маршрут. Каждый день будут водить экскурсии. Слава
богу, этого не случилось. Если и бывают группы, то по нашему обоюдному желанию. Детские дома,
аниматоры. Тут не откажешься, прогремел — надо жертвовать временем.
[Александр Петров жертвует. Помогает ярославской детской анимастудии «Перспектива»,
проводит мастер-классы.]
[В студии смотрим материал фильма. Те самые драгоценные 22 минуты, сложенные начерно в
компьютере. С карусели в небо улетают одна за другой красавицы. Тургеневские девушки, амазонки…
Нет, не так… Она — в русском сарафане, рядом младенец. Он — в грузинском одеянии, мужественный
воин. Происходящее в фильме — туманная взвесь реальности и снов, мечтаний юного гимназиста
Тонечки. Шестнадцатая весна особенная — не до экзаменов. Подснежники из стакана на подоконнике
рвутся во двор: где там печалится шарманка? Весна преображает девушку на соседней веранде в
истинную Богиню! От избытка чувств — расцеловать занозистый забор, и страшиться первого
поцелуя, и дрожащей рукой мять письмо с восторженными стихами, и впервые столкнуться со
смертью…]
[Шура показывает, как строит кадр. Живописные картины располагаются стеклянными слоями
внутри уникального станка, привезенного из Канады. Стекла движутся разнонаправленно — и над
колышущейся травой скользят облака. Оно в самом деле оживает, согревается под руками, это
холодное с виду стекло.]
[До Шмелева были Платонов, Достоевский, русские легенды.]
— Всегда ищешь созвучия тому, что тебя мучает, будоражит. Но не скажу, что темы,
притягивавшие в Достоевском 15 лет назад, не волнуют… Хотя сегодня бы не решился. Наглости бы
не хватило. По молодости был самонадеян — море по колено. Хотя опыта до сих пор не набрался.
Перечитывая «Историю любовную», думал: как песню спою — на одном дыхании. Не ожидал, что увязну
на три года каторги. А может, так и надо: выбирать произведение на вырост, посложнее, чтобы
дотягиваться до него?
— Но почему именно эти вещи захотелось отлить в стекле?
— Когда читал «Сон смешного человека», резануло: я уже это видел. Меня самого посетил
похожий сон о неземной гармонии. Были там какие-то болезненные странности, но не покидало
ощущение сопричастности к бесконечно мирному, любовному погружению в человеческое сообщество.
Я любил тех людей, они тоже меня любили. Отчего-то у них были греческие имена. В меня вливалась
непонятная радость, бодрость. Но пока решился делать фильм, прошло лет пять.
— Есть ли особая тайна в переводе слова на язык пластики?
— Трудно переводить литературную метафору в пластическую. Не скажу, что знаю рецепт. Но
когда нащупывалось решение, был счастлив. Кажется, я нашел один образ, который Достоевский
не посчитал нужным описывать: «Дело в том, что я развратил их всех! Как это могло совершиться,
не знаю». Мучительно искал: как именно он разрушил мир гармонии? И решение пришло. Герой
надевает маску с улыбкой. Целует девушку, та просыпается, и по лицу ее пробегают несколько
состояний, пока не понимает: «Ага, что-то интересное…». Выхватывает маску и убегает. Маска
начинает разрушительную работу. Метафора незамысловатая, но образ двуличия стал зримым. Я
ведь не хожу по улицам, что-то выдумывая. Рисую штришки, царапины складываются в образ —
ключ к действию.
— Думаешь с карандашом в руке…
— Иногда рука думает быстрее. Нарисовалось в карандашных пробах «Сна…»: герой в финале
держит в руках свой же гипсовый бюст. Гипсовая фигурка подносит палец к виску: «Пух!»
(напоминая, что в начале фильма герой стреляется) — и начинает осыпаться. Песок сыплется
сквозь пальцы, превращаясь в огромное цунами, движущееся на маленькую девочку. Она строит
«цивилизацию» на берегу моря: Колизей, Муранский собор… Код живописных метафор шифрует
многоэтажные мысли об ответственности человека за самоубийство, влекущее разрушение себя
и мировой гармонии.
— Можно ли роман Шмелева втиснуть в 26 минут экранного времени?
— Анимация — емкое искусство, можно не растекаться, выразить идею двумя-тремя монтажными
стыками. Но приходится отсекать по живому важные линии, подробности. Я сам себе установил
жесткие рамки хронометража.
[Мне кажется, что фильм не пересказывает Шмелева, скорее это живописное впечатление от него.
Хотя Шура со мной не согласен. Говорит, что в перенесении текста на экран хотел бы остаться
дотошным передвижником. Он и по живописному стилю работает как передвижник. Для персонажей
подыскивает модели. В «Старике и море» рисовал своего тестя, в экранизации Достоевского —
оператора Решетникова. Для двух героинь «Истории любовной» прототипами стали жена сына и
Татьяна Друбич. Петров — передвижник и по образу жизни: Москва, Монреаль, Свердловск, Ереван,
Ярославль. Впрочем, встретить его где бы то ни было трудно — рабочий день по 12 часов. На
местную знаменитость особого внимания не обращают. Ни толп журналистов, ни очередей поклонников
за автографами, ни снующих телекамер. В Бутусовском поселке тишину прерывает лишь гомон галок.
За тишиной он сюда и вернулся.]
Новая Газета,
Лариса Малюкова. 19 сентября 2005.
Фильмография
"Корова" (по А. Платонову) 1989
"Сон смешного человека" (по Ф. Достоевскому) 1992
"Русалка" (по А. Пушкину) 1997
"Старик и море" (по Э. Хемингуэю) 1999
|